О финансовых стратегиях россиян в условиях пандемии РБК+ рассказала старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Наталья Алымова.
— Как меняется финансовое поведение россиян вусловиях пандемии?
— Неопределенность, нестабильность инеуверенность взавтрашнем дне— эти чувства восновном определяют финансовое поведение людей, которые сегодня отказываются отнеобязательных трат ипереходят ктак называемой сберегательной модели поведения. Понашим исследованиям, вапреле доля россиян, делающих накопления, выросла до35% (летом 2019 года— 27%).
Сдругой стороны, экономика циклична, кризисы неизбежны ивслед закризисом обычно следует рост. Ичисло осознающих это людей впоследние годы выросло. Сформировался обширный класс розничных инвесторов— это люди, которые получили ценный опыт инвестирования вовремя предыдущих кризисов ипонимают, что снижение— хорошее время для входа. Вотони, конечно, проявляют сейчас повышенную инвестиционную активность.
— Какие инвестиционные инструменты стали более востребованы?
— Вмарте—апреле этого года, чтобы минимизировать риски для наших клиентов, мыбросили все силы наускоренный вывод в«цифру» наших продуктов, которые раньше оформлялись только вофисах. Паевые инвестиционные фонды (ПИФ), индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) сдоверительным управлением, индивидуальные пенсионные планы (ИПП) — все это теперь можно купить прямо втелефоне. Инаши клиенты это оценили. Приток только вПИФ иИИС вапреле—мае составлял около1,3 млрдруб. ежемесячно.
Изначально блок «Управление благосостоянием» ставил своей целью довести долю дистанционных продаж наших продуктов до20% кконцу 2020 года, ипо итогам мая мыэтот план уже перевыполнили. Понятно, что пандемия коронавируса этому поспособствовала, ноя полагаю, что клиенты ив будущем предпочтут приобретать даже так называемые сложные продукты иуправлять ими вдистанционных каналах. Какбы тони было, наша задача— создать для этого все условия, арешать клиенту.
— Произошло перераспределение средств между инвестициями исбережениями?
— Денежная масса вовкладах, инвестиционных инакопительных продуктах— это один большой сообщающийся сосуд. Снижение ставок подепозитам, разумеется, подталкивает кпоиску альтернатив. Норост нарынке инвестиций ирост вложений внакопительное страхование жизни (НСЖ) непредставляют серьезной угрозы для вкладов. Эти инструменты неисключают друг друга: если человек оформил договорНСЖ,то, скорее всего, депозит унего уже есть. Тоесть клиенты вбольшинстве своем неперекладывают деньги вдругие инструменты, адиверсифицируют вложения, решая разные задачи спомощью разных продуктов.
— Растетли интерес кдолгосрочным накопительным программам?
— Рост интереса кнакопительному страхованию жизни мывидим уже непервыйгод. Причем в«Сбербанк страхование жизни» подавляющее большинство договоров НСЖ клиенты заключают срегулярными взносами, ане сединовременным вложением. Это означает, что открыть НСЖ для них несиюминутное решение, неспособ удачно пристроить возникшую крупную сумму, адолговременная осознанная стратегия, которой они будут следовать годами. Мытакую логику приветствуем ибудем этот интерес поддерживать.
— Какие для вас главные уроки этого периода?
— Как яуже говорила, главный вывод заключается втом, что иприобретение продукта, иего обслуживание должны быть доступны дистанционно. Запоследние два месяца мыоцифровали нетолько сами продукты, нои целый ряд сопутствующих процессов: подачу документов навыплаты, внесение изменений вдоговоры, уплату очередных взносов поНСЖ.
Кстати, вомногом под влиянием пандемии был наконец принят закон, который снял ограничения напродажу страховых продуктов наонлайн-площадках идистанционное оформление договоров страхования жизни. Благодаря этому уже виюле в«Сбербанк Онлайн» полноценно заработает наш маркетплейс поОСАГО, авскоре вмобильном приложении банка появятся ипродукты компании «Сбербанк страхование жизни». Наша цель доконца года— оцифровка 75% сервисов постпродажного обслуживания.
— Спереходом вонлайн придется менять «упаковку» продуктов?
— Конечно. Клиенты привыкли, что вклад в«Сбербанк Онлайн» можно открыть занесколько секунд. Такойже простоты ипрозрачности клиенты ждут отонлайн-оформления инвестиционных продуктов. Как говорится, если квашему продукту требуется инструкция, тоу вас плохой продукт. Стремимся, чтобы клиент все мог сделать интуитивно, чтобы небыло шансов «не разобраться». Сейчас внедряем технологию, благодаря которой при оформлении инвестпродуктов будут всплывать короткие видеообъяснения для клиентов, потому что длинные договоры идисклеймеры люди обычно нечитают— нив аналоговом, нитем более вцифровом мире.
— Какую поддержку выоказываете клиентам всегодняшней ситуации?
— Помимо вывода вонлайн таких сервисов, для которых это технически возможно, мывсем клиентам, которые обращались вбанк зареструктуризацией кредитов, дали возможность отсрочек ипо договорам кредитного страхования. Мытакже вернули взносы подоговорам страхования выезжающих зарубежтем, кто отказался отпоездки из-за коронавируса. Аесли поэтойже причине клиенты немогли вернуться из-за границы— дали возможность продлить полисы зарубежом. Вобычной ситуации это невозможно, так как договор должен оформляться довыезда человека изРоссии.
Также мыразработали новую программу «Сбереги себя», которая предусматривает выплаты вслучае госпитализации поочень широкому перечню заболеваний, включая коронавирус, идает возможность сделать анализы по120 самым востребованным направлениям, втом числе наCOVID-19. До12 июня закаждый оформленный полис поэтой программе мыперечисляем 1000руб. изсобственных средств вблаготворительный фонд Сбербанка «Вклад вбудущее». Эти средства пойдут напроекты поборьбе скоронавирусом.
— Изменилсяли интерес кстрахованию состороны бизнеса?
— Бизнес оптимизирует расходы, нопотребность встраховании, судя понашему портфелю, сохраняется. Например, сначала года только попрограмме «Сбереги бизнес» оформлено около 25тыс. договоров. Сегмент корпоративного страхования вРоссии еще недостиг уровня развитых рынков, так что мына низком старте, нам есть куда расти, итренд наэтот рост вближайшие годы сохранится.